ВНЕЖАНРОВЫЕ ПРОЕКТЫ. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ПИРАТСКОЕ ВИДЕО

Художественным продуктом этого проекта была одноименная серия видеоминиатюр, большая часть которых смонтирована в 1998-99 годах в Мастерской АиБи им. П.И. Чайковского (см. страницу "Видео"). Однако проект был шире непосредственно фильмотворчества. Его идеей был перенос акцента с пиратства как изъятия интеллектуальной собственности на активное творческое вторжение в интеллектуальную собственность. Пиратство должно быть не потребительски пассивным, а созидательно творческим. Проект был направлен на вовлечение всех желающих в бурно развившейся в то время видеосектор зАиБи. Желающих оказалось немного, прежде всего из-за отсутствия в доступе двух видеомагнитофонов (компьютерный монтаж тогда был практически недоступен рядовому заибисту), но материала, идей и практических наработок от этого проекта хватило на многие годы вперед (см. видео "Коминтернов вернулся", 2004 год).

зАиБи - листовка Пирвидео 1 зАиБи - листовка Пирвидео 1 Листовки
с описанием идеологии акции и алгоритма участия.
1998 год.

зАиБи - листовка Пирвидео 1 Листовка с инструкцией по изготовлению обложки для видеокассет из упаковочного картона. 1998 г. Основное сырьё - продуктовые коробки рисунком и надписями наружу. По этой выкройке действительно клеились коробки для видеокассет, в которых бесплатно распространялись первые сборники заибического видео. Вскоре заибисты перешли на более простую форму обложки (см. ниже). Обложки клеили не только из эстетических соображений - экономия на пластиковых кейсах позволяла существенно увеличить тираж раздачи. Позже, с наступлением большей стабильности, заибисты перешли на пластик с серобумажными вкладышами. зАиБи - обложка видеокассет


ДИВЕРСИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДВИЖЕНИЯ ЗАИБИ

Под таким общим названием в 1991 году был реализован проект "Пингвины", а 1992 году проект "Вторжение" (см. страницу "Практика/Скульптура").
Термин "диверсионное творчество" предполагал неожиданное творчески агрессивное вмешательство в замыленную эстетику быта, вторжение в повседневность с целью провокации пробуждения сознания от рутины. Если сегодня мир выглядит странно, значит он может меняться, если он может меняться, почему бы не попробовать ему в этом помочь. Если кто-то будет следить за тем, чтобы мир менялся, повседневности не останется места. Хочешь - не хочешь, придется вылезать из болота.
В начале 90-х эта задача быстро утратила актуальность - жизнь во всех мелочах стала меняться так быстро, что в художественной провокации уже не было необходимости. Проект затих.
А вот в 2010-е он бы не помешал, не помешал...

Проект "Пингвины". 1992 год.
Пингвины это урны в форме птиц с раскрытыми клювами, экспроприированные с городских улиц, отмытые, перекрашенные и отправленные в путешествие по городу.

зАиБи - Пингвины к знаниям зАиБи - Пингвины у Горького зАиБи - Пингвины в автомате зАиБи - Пингвины радуются Пингвины
- тянутся к знаниям
- у памятника Горькому
- в телефоне-автомате
по 2 копейки
- радуются

Подробнее о проекте "Пингвины"


ИНТИМИЗМ
В 1992 году участники группы провели и предложили провести своим знакомым неделю интимного искусства, приуроченную к Пасхе. Участникам предлагалось просто раскрасить свои яйца. От боди арта, ориентированного прежде всего на декоративизм и демонстрацию, интимизм отличался полным отрицанием зрителя и каких либо критериев художественной ценности результата. Так же как счастливый человек может танцевать один на кухне, художник может раскрасить свои яйца и никому об этом не сказать. В соответствии с принципом интимности любого творческого акта фактическое число участников недели интимизма неизвестно. Неделя проводилась ещё два последующих года.

зАиБи - листовка Интимизм Листовка
с программой
Недели
интимазма.
1992 год.
зАиБи - Московский Комсомолец Страница газеты "Московский комсомолец" №214(18.244) от 6 ноября 1999 года. Единственное фото в Архиве с призывом к неделе интимизма. Многометровый призыв был написан участниками группы на бетонном заборе, обращенном к эстакаде Самотечной площади (Москва), в апреле 1992 года и был закрашен спустя несколько недель. В газету снимок попал из неизвестных Архиву источников.

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Прикладным в прямом смысле этот вид деятельности назвать трудно, поскольку здесь создавались различные атрибуты для занятий АиБи, то есть объектов, в конечном счете, всё равно бесполезных.
Прежде всего это касалось музыкальных инструментов:

зАиБи - Арфа Арфино. 1990 г.
Уменьшенная арфа (две октавы) высотой больше метра. За слабостью звука использовалась в раннезаибических уличных акциях преимущественно в декоративных целях.

Важным элементом всех заибических мероприятий был бубен диаметром чуть меньше метра, сделанный из основы круглого стола, найденной на помойке. Мембрана представляла собой два слоя чертежной пластиковой кальки, пролитых глицерином. Бубен был изготовлен в презаибическом сообществе в конце 1980-х. Под его звуки рождались "Шесть правил" и сами мастерские АиБи. В раннезаибических кино- и фотоматериалах на бубне нет рисунков (на снимке с арфой, приведенном выше, бубен виден на заднем плане). Позже (около 1998 года), чтобы скрыть накопившиеся повреждения мембраны, на нем был изображен черный антикопирайт. После того как краска была частично отбита, около 2000 года старый знак был заменен на красно-черный антикоп, читаемый до сих пор.

зАиБи - Бубен 1998 зАиБи - Бубен 98 в работе Бубен в работе. 1998 год.


зАиБи - Первомай Бубен на Первомайской демонстрации 2000 год.


зАиБи - Бубен 2013 Современное состояние
2013 год.


Бубен был настоящим символом московского зАиБи 90-х. Ходила байка, что при посвящении в заибисты надо биться в этот бубен головой (см. видеоминиатюру "На выборы"). В действительности никакого посвящения в зАиБи, как и членства как такового, никогда не существовало. Поскольку каждый человек - художник, он уже по умолчанию заибист, и сделать с этим ничего нельзя. Ни войти, ни выйти.

большая часть заибических музыкальных поделок считается утраченной, в том числе:

зАиБи - Балабас Электрогитара-стик
(на снимке в руках у исполнителя справа), склеенная из двух грифов с колками с двух сторон. Называлась "Балабас", поскольку из пяти струн три были в балалаечном строе, а две другие предназначались для баса.


А также

  • Флейта-глиссандо из двух алюминиевых трубок.
  • Гофрированная латунная трубка с эффектом передувания.
  • Шейкер из пин-понгного шарика с несколькими сотнями шариков от шариковых ручек внутри. Обладал очень высоким и четким звуком. Шарики собирались в течение долгих лет.
Помимо музыкальных инструментов в мастерских зАиБи рождались и другие вещи:

  • Балахоны для костюмированных акций - 3,5 метра бязи с абстрактным рисунком (гуашь + клей ПВА) с прорезью для головы, сложенные пополам и подвязанные куском той же ткани,

  • зАиБи - Балахоны 1 зАиБи - Балахоны 3 зАиБи - Балахоны 4 зАиБи - Балахоны 5 зАиБи - Балахоны 2
и многое другое.

Кулинария.

Заибисты всегда считали кулинарию одним из наиболее массовых жанров анонимного и бесплатного искусства. Оригинальная, творческая трактовка всего съедобного всегда была важнее потребительских качеств результата. Кулинарный и коктейльный эксперимент - неотъемлемый элемент заибической культуры. Однако антигедонистический пафос заибического творчества мешал рождению в заибическом сообществе 90-х кулинарных рецептов общечеловеческого значения.
Кулинария сама по себе является характерным примером всеобщего распространения идей анонимного и бесплатного искусства в самом чистом виде.
Что приятнее - создавать чудо или есть его?



Вернуться на сраницу Практика


Контакт: zaibi@yandex.ru




в начало