САМОРОСПУСК


1 марта 2001 года
московские мастерские анонимного и бесплатного искусства заявили о самороспуске.


Причины:
  • угасание массовой активности заибистов;
  • необходимость представлять зАиБи в медиа и в различных культурных институтах пришла в противоречие с принципом анонимности
  • накопившиеся личностные несовместимости
  • массовая профессионализация активистов зАиБи.
К 2001 г. Москва вступила в пору относительного порядка, всеобщей занятости и политической усталости. Заибисты получили возможность попробовать свои силы на различных поприщах, в т.ч. за деньги. Всеобщее распространение получили прогрессистская иллюзия профессиональной творческой самореализации. Идеи зАиБи стали помехой на этом этапе личностного развития, что и выразилось в угасании массовой активности. На фоне распада коллективного заибического равнодействия бурная деятельность отдельных активистов неизбежно привела бы к их персонализации и возникновению локальных личностных монополий на зАиБи, что было бы абсурдно.

За годы сосуществования у отдельных заибистов сложились отношения, исключавшие совместное участие в мероприятиях, что нарушало обычную атмосферу безоблачного оптимизма, привнося в абсолютную утопию человеческий фактор. В этой ситуации дело шло к конкуренции и фракционерству, то есть гибели идеи безамбициозности.

В 2001 г. причины самороспуспуска были изложены так:

Почему московское зАиБи самораспустилось?

1. Просто участники этой группы честно признались самим себе, что они ненастоящие заибисты.
2. Настоящий заибист не ищет славы и денег (слава и деньги) не потому, что он дурак, как может показаться, а потому что он самый умный.
Он ищет большего.
Того, что частично объясняется словом свобода.
Свобода это цель, а всё остальное средства.
Заибист отказывается от средств ради цели.
И идет к ней не общепринятыми окольными путями, а напролом, используя свой творческий потенциал, как отбойный молоток. Получаемые при этом шум, пыль и щебень кое-кто принимает за произведения искусства и берется о них рассуждать.

Нельзя так делать.
В мятых простынях нет любви. По их запаху нельзя оценить искренность или притворство чувства.

Вот это смещение заибических ценностей в сторону бытового сознания и показалось недопустимым тем, кто к этим ценностям относился и относится серьёзно.

зАиБи это не студия, не автор и не группа авторов.
Это система ценностей, которая позволяет каждому человеку быть, во-первых, настоящим человеком, в во-вторых, настоящим художником.
Самороспуск московских мастерских зАиБи не означает каких-либо перемен в заибической картине мира.
Искусство (в том числе анонимное и бесплатное) было, есть и будет всегда, не нуждаясь в каких-либо организационных мероприятиях и образованиях, претендующих на защиту его интересов. От них – ничего, кроме свинства. Пусть интересы искусства представляют те, кому не стыдно. У искусства нет интересов. Интересы есть у тех, кто им торгует.
А торговать искусством так же глупо и неправильно, как торговать способностью есть или спать, и также аморально, как торговать воздухом или детьми.
Поскольку мир несовершенен, в нём встречается разная гадость.
Но.
Заибист это искусство само-по-себе без всяких интересов.
Мы с ним ещё встретимся.
Оно нам ещё покажет.

Последнее время отмечалось:
  • распространение заибических идей.
  • признание заслуг зАиБи
  • бархатное врастание зАиБи в систему т. н. «современной культуры»
  • падением активности
В этом смысл самороспуска.
Кончина была естественной и своевременной.
Этот день мы приближали, как могли.




  • В апреле месяце, в месячник подготовки первомарта (дня неизвестного художника -ДНХ) обычная в таких случаях ориентировка, рассылаемая участникам будущегопраздника, содержала следующий текст:

    Первомарт 001

    1. Здравствуй, жопа, ПЕРВОМАРТ.
    2. 1-е марта - ДЕНЬ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА.
    3. Неизвестный художник - тот, которого нет.
    4. Значит надо перестать быть художниками.

    ЭТО СОБЫТИЕ ВОЙДЕТ В ИСТОРИЮ
    БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ АКЦИЯ
    МОСКОВСКАЯ СЕКЦИЯ ЗАИБИ ЗАЯВЛЯЕТ О САМОРОСПУСКЕ
    ПЕРВОЕ МАРТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА

    Прощанье с телами, торжественное заседание
    и вручение справок об освобождении
    состоится
    1-ГО МАРТА
    на КАРКАСАХ
    (нижние залы)
    в 17.00

    1. Все заибисты являются с собственной формулировкой для отчисления (по возрасту, за ленность духа, всвязи с переходом на более ответственную работу, ...).
    2. Все сочувствующие приглашаются в качестве свидетелей.
    3. Халява.
    4. Вручение премии "ЗОЛОТОЙ ХРЕН" за лучшее заибическое событие года.
    5. Любителям экстремала - фейерверк в закрытом помещении.
    6. Представители прессы допускаются только без документирующих примочек.

    Пожелания и предложения,
    поздравления и соболезнования,
    вопросы и утверждения,
    а также заявления о заочном отчислении (форма произвольная)
    шлите на эл. почту.




  • Местом проведения были излюбленные руины дворца культуры в Чапаевском парке (Москва) - на месте нынешнего Триумф-паласа. История этого места вообще и его роль в истории зАИБи заслуживает отдельного исследования. Легкий морозец, много снега. По обледенелому жолобу участники съезжали в подвал. Быстро стемнело. В рамках культурной программы на пионерском костре из строительного мусора варили суп из джина и фруктов, состоялся конкурс фейерверков для замкнутых пространств (пространствами были как предметы (бутылки, банки, канистры, стальные бочки), так и само помещение - непредсказуемые траектории рикошетящих ракет заставляли публику плясать. Были зачитаны заявления об освобождении, били в традиционный супербубен с антикопирайтом, учредили и присудили премию "Золтой хрен" и разошлись. Присутствовало человек пятнадцать. Самороспуск означал не прекращение заибической активности, а, скорее, ее обратное растворение в сущем. Истинные заибисты понимали, что нельзя распустить то, чего нет (или, по крайней мере, следуя идеологии зАиБи, быть не должно), поэтому несмотря на обычную необязательность всех заибических инициатив, факт самороспуска впоследствии заибическим сообществом не оспаривался,
    хотя имелись и особые мнения:
    Аудио и видео работы с заибической идентификацией продолжали появляться и после самороспуска (и продолжают появляться).
    Некоторые из них включены в различные антологии под маркой зАиБи, другие участвовали в международных фестивалях, и не без побед (Chileno international 2004)...
    Мастерские работают себе спокойно.





    Контакт: zaibi@yandex.ru



    в начало